Биология - Евразия (канал) - История строительства

02 марта 2011


Оглавление:
1. Евразия (канал)
2. История строительства
3. Возможные плюсы строительства, по мнению сторонников этого проекта
4. Возможные минусы строительства, по мнению противников этого проекта
5. Водный путь Азов — Каспий



Решение о строительстве канала, соединяющего Черное и Каспийское моря, было принято в мае 1932 года, и в этом же году по долине Западного Маныча начались строительные работы. В соответствие с проектом 1936 года судоходный путь был разбит на три участка. Первый участок — от реки Дон до Чограйской плотины, длиной 448 км, по проекту представлял собой ряд подпертых бьефов; второй участок — от Чограйской плотины до реки Кума, задумывался как канал с глубиной воды 3 м, шириной по дну 67 м и длиной 73 км; третий участок, длиной 150 км, был запроектирован в виде самотечного судоходно-ирригационного канала до порта на Каспийском море. К 1941 году были построены судоходная разборная Усть-Манычская плотина с фермами Поаре, земляная плотина длиной 4,7 км в районе хутора Веселый и плотина у станицы Пролетарская. В результате образовались Усть-Манычское водохранилище длиной 62 км, Веселовское — 100 км и Пролетарское — 150 км. После присоединения к Пролетарскому водохранилищу озера Маныч-Гудило образовался шлюзованный водный путь протяженность 329 км. Чограйское водохранилище, вытянувшееся с запада на восток на 48,8 км, было построено в 1969—1973 годах на реке Восточный Маныч. С началом Великой Отечественной войны строительство Манычского судоходного канала было приостановлено. В послевоенные годы взорванные гидросооружения недостроенного канала были восстановлены, однако в связи с вводом в строй Волго-Донского судоходного канала, недостатком в регионе грузопотоков для загрузки обоих каналов и отсутствием в то время необходимости в транзитных грузоперевозках от завершения строительства судоходного пути отказались. В настоящее время Волго-Донской судоходный канал не удовлетворяет потребностей грузоперевозчиков стран прикаспийского региона, и завершение строительства Манычского судоходного канала будет способствовать дальнейшему увеличению грузопотоков между Каспийским и Азово-Черноморским бассейнами. Во второй половине XX века хозяйственное использование манычских степей усилилось. В 1948 году завершилось строительство Невинномысского канала, и кубанская вода стала поступать в манычские водохранилища. К лету 1954 года уровень воды Пролетарского водохранилища достиг отметки −11,9 м и озеро Маныч-Гудило стало полноводным. Соленость воды здесь резко уменьшилась, обводнились озера, многие из них образовали единую водную систему. Обводнение Маныча, создание обводнительных каналов привело к появлению значительного количества новых удобных мест для гнездования, повысились кормовые ресурсы для птиц болотного комплекса. В первые 15-20 лет после строительства каскада водохранилищ значительно повысилось биоразнообразие ихтиофауны, некоторые виды рыб приобрели промысловое значение. Однако к настоящему времени уловы рыбы в Пролетарском водохранилище вследствие повышения солености воды значительно уменьшились, вплоть до минимальных, и рыболовство возможно лишь в устьях впадающих в водохранилище рек. Завершение строительства канала даст возможность контролируемой подачи пресной воды в озеро Маныч-Гудило, что позволит снизить уровень солености воды в водоеме вплоть до оптимальных значений, результатом чего станет повышение биоразнообразия ихтиофауны и ее продуктивности.



Просмотров: 14823


<<< Двугорбый верблюд
Желтохвостая шерстистая обезьяна >>>