Биология - Пранаяма - Упражнения и методология
09 февраля 2011Оглавление:
1. Пранаяма
2. Упражнения и методология
3. Критика
В восьмеричном пути йоги, по Патанджали, Пранаяма четвёртая ступень йоги. Для успешных занятий необходимо подготовить тело и дух посредством практики асан.
Упражнения Пранаямы обычно выполняются в падмасане, ардха-падмасане, или сукхасане. Реже в положении лёжа.
Полный цикл дыхания состоит из четырёх частей: пурака, кумбхака, речака, шуньяка.
Упражения можно разделить на подготовительное:
- Сукха-Пурвака дыхание, очищающее нервы;
и основные:
- Полное дыхание йогов;
- Анулома-вилома;
- Ритмическое дыхание;
- Очистительное дыхание.
Цитаты
Из книги «Религиозные психопрактики в истории культуры»
«2.49. В этом положении управляй движениями вдыхания и выдыхания Пранаяма» «Йога-сутра» Патанджали
Пранаяма дословно переводится как «управление праной». «Прана» обобщающее название энергий эфирного уровня. «Яма» обозначает ограничение или контроль. Таким образом, пранаяма управление дыханием. Интересно, что слово «прана» в санскрите, также как и в русском языке, слово «воздух», имеет два значения воздух, которым мы дышим и энергия, носителем которой является воздух.
Основной функцией дыхательной системы является обеспечение необходимого для поддержания жизни газообмена. Однако в йоге дыхание используется прежде всего, как метод работы с энергией.
Дыхание физиологический процесс, который полностью зависит не только от состояния ЦНС, а также от эмоционального состояния человека. Данная взаимосвязь известна практически каждому. Например, дыхание взволнованного человека и спокойного определенно отличается.
«2.2. Когда дыхание движется, тогда и ум беспокоен. Сдерживая дыхание, йогин достигает устойчивости ума.» Хатхайогапрадипика
Однако данное наблюдения выделяет всего два параметра измерения дыхания, возбужденность и успокоенность, что ограничивает нас в тонком понимании эмоционального состояния человека. Однако если дифференцировать тип дыхания по нескольким параметрам, например: ритму, объему вдыхаемого воздуха и глубине, задействованной зоне дыхательного аппарата и т. п. то можно добиться более точного описания психического состояния человека. Верно и обратное, сознательное формирование специального типа дыхания приводит к достижению вполне дифференцированного и заранее выбранного состояния сознания.
«2.50. Вдоховая, выдоховая и с задержками, с вариантами пространства, времени, регулируемые по количеству, длительные и короткие.» «Йога-сутра» Патанджали
Средневековые йоги подметили, что дыхание тесно связано с состоянием сознания и стремились овладевая дыханием управлять психикой.
«Пока двигается воздух, двигается сознание. И становится неподвижной, когда воздух перестает двигаться. Т.о. йог должен управлять воздухом и достичь неподвижности» Горакша Сатока
В трактатах описываются не только эффекты влияния дыхания на состояние сознания, но и физиологические эффекты правильной практики пранаям. Что свидетельствует о том, что пранаяма воспринималась, прежде всего, как энергетическая практика, задачи которой выходили далеко за пределы физической тренировки.
«51. … При пранаямах сначала появляется пот, им нужно растираться, 52. затем даже от медленного дыхания у йогина, сидящего в асане появляется дрожь тела» Йога-татва-упанишада
В «Йога-сутрах» Патанджали встречается упоминание о 3 видах пранаям: на вдохе, на выдохе и с задержками. Упоминается, также, и о четвертом виде управлении «праной» вне зависимости от вдоха, выдоха и задержек. Благодаря чему достигается устойчивость ума и устранение энергетических блоков.
«2.51. Пранаяма независимо от вдоха, выдоха и задержки четвертый вид. 2.52. Тогда разрушается то, что сдерживало эмоции» «Йога-сутра» Патанджали
Об этом же свидетельствуют и более поздние авторы.
«2.4. Загрязненные Нади не пропускают дыхание в Сушумну. Как могут быть достигнуты Сиддхи и Унмани Авастха? 2.5. Когда вся система Нади, которая обычно загрязнена, очищается, тогда йогин становится способным контролировать Прану. 2.6. Пранаяму нужно практиковать каждый день с саттвическим разумом. Тогда загрязнения Сушумна-Нади устраняются.» Хатхайогапрадипика
Дальнейшее серьезное развитие пранаямы получили благодаря заслугам более поздних мастеров йоги и тантры. Уже в Кундалини-упанишаде и Хатхайогапрадипике приводится целый арсенал дыхательных упражнений, то же можно сказать о Гхеранда Самхите, где пранаямам уделяется особое место в достижении ИСС.
«5.46. Есть 8 видов задержки дыхания. Сахита, Сурьябхеда, Уджайи, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Кэвали.» Гхеранда Самхита
Наиболее подробно взаимосвязь дыхания и психической деятельности, а также практические указания даются в Хатхайогапрадипике. Практически вторя Патанджали автор утверждает, что остановкой дыхания достигается спокойствие ума, а также дает указание на энергетический аспект Пранаям:
«4.21. Управляя дыханием, йогин управляет мыслью. Управляя мыслью, он управляет и дыханием. 4.22. Две вещи дают жизнь Читте Дыхание и Васана. Когда исчезает одно, тогда исчезает и другое. 4.23. Когда мысль поглощается, тогда дыхание останавливается. Когда останавливается дыхание, тогда поглощается и мысль. 4.24. Мысль и дыхание родственны подобно молоку и воде. Если дыхание останавливается в какой-либо чакре, то там же останавливается и мысль. Когда останавливается мысль, тогда прекращается дыхание. 4.25. Если действует мысль, действует и дыхание. Пока оба не остановлены, продолжают действовать все чувства. Только остановкой их достигается освобождение.» Хатхайогапрадипика
Просмотров: 9222
|