Биология - Мостерин, Хесус - Практическая философия

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Мостерин, Хесус
2. Логика
3. Философия науки
4. Практическая философия
5. Антропология
6. История философии



Теория рациональности

Кант отделяет теоретический разум от практического. Хесус Мостерин проводит параллельное различение теоретической и практической рациональности, хотя, по его словам, разум и рациональность — не одно и то же. Разум — психологическая способность, тогда как рациональность — стратегия оптимизации. Люди не рациональны по определению, но они могут рассуждать и вести себя рационально или не рационально, в зависимости от того, используют ли они прямо или косвенно стратегию теоретической или практической рациональности для решений, которые они принимают и действий, которые они выполняют. Теоретическая рациональность — стратегия, служащая максимальному охвату и точности представлений человека о реальности. Она содержит формальный компонент, который сводится к логической связности, и материальный компонент, заключающийся в эмпирическом обосновании, использующем врожденные механизмы обнаружения и интерпретации сигналов. Мостерин различает непреднамеренное и имплицитное убеждение с одной стороны, и осознанное, явное принятие — с другой, и именно последнее относит к области применения теоретической рациональности. Практическая рациональность — стратегия, служащая достижению наилучшего существования индивидуума, максимально возможных реализации его наиболее важных целей и удовлетворения предпочтений. Формальный компонент практической рациональности сводится к теории принятия решений Bayesian, а материальная составляющая базируется на природе человека. Таким образом, практическая рациональность определяет теоретическую, а не наоборот. В любом случае, все рациональные доказательства рассматриваются в качестве предварительных и могут быть подвергнуты пересмотру.

Этика и права животных

Хесус Мостерин, Хьюго ван Лавик и Феликс Родригес Де Ла Фуэнте. Африка, 1969 год

Ещё в начале карьеры интерес к дикой природе привел Мостерина к сотрудничеству с известным испанским натуралистом и документалистом Феликсом Родригесом Де Ла Фуэнте в деле пропаганды знания и уважения дикой природы и особенно диких животных в Испании, а затем и в мире в целом, которое завершилось изданием энциклопедии Фауна. Мостерин неоднократно выступал с решительной публичной позицией против корриды и прочих форм жестокого обращения с животными. Как почетный президент Great Ape Project в Испании, сотрудничал с Питером Сингером в борьбе за права приматов. Мостерин не принимает существование естественных прав, внутренних или метафизических, но полагает, что политически организованное общество может создавать права с помощью законодательных государственных органов, что иногда необходимо для предотвращения неоправданных страданий. Вслед за Юмом и Дарвином, и принимая во внимание изыскания Джакомо Ридзолатти, Мостерин полагает, что врожденная человеческая способность к состраданию, подпитываемая знанием и сочувствием, является более прочной основой для морального уважения животных, чем просто неподдающиеся проверке предположения о естественных правах.

Политическая философия

Современная либеральная демократия представляет собой компромисс между идеалами свободы и демократии. Мостерин подчеркивает их различия: свобода сводится к тому, что хочет сам человек, демократия — к тому, что хотят от него другие. Отвергая как спорное метафизическое понятие свободной воли, он фокусируется на политической свободе, отсутствии принуждения или вмешательства со стороны других в личные решения. Из-за тенденции к насилию и агрессии, которые иногда таятся в природе человека, требуются некоторые ограничения свободы личности, необходимые для мирной и плодотворной социальной жизни, но чем таких ограничений меньше, тем лучше. В частности, нет никаких рациональных оснований для сокращения культурных свобод во имя народа, церкви или партии. С этой точки зрения, по мнению Мостерина, интернет предоставляется намного более привлекательной моделью, чем устаревшие государства-нации или националистические движения. Мостерин полагает, что государство-нация является несовместимым со всесторонним развитием свободы, чье процветание требует реорганизации мировой политической системы по линии космополитизма. Он предлагает мир без государств-наций, территориально основанный на небольших автономных, но не суверенных кантонах, без препятствий свободному передвижению людей, идей и товаров, дополненных контролем сильных международных организаций и глобальной системой правосудия, обеспечивающей соблюдение прав человека.



Просмотров: 13879


<<< Моби
Мястрица >>>