Биология - Калан - Каланы в культуре человека
09 февраля 2011Оглавление:
1. Калан
2. Изучение и классификация
3. Описание
4. Распространение
5. Поведение каланов
6. Экологические аспекты
7. Каланы в культуре человека
Племена камчадалов, алеутов и айнов, которые изначально проживали в местах обитания каланов, включали этих животных в свою культуру и фольклор, часто приписывая каланам происхождение от человека. Например, в алеутском фольклоре есть легенда о двух влюблённых, бросившихся в море и обратившихся в каланов. Имеются даже указания на существование в прошлом у северных народов культа калана. Учёные связывают это с тем обстоятельством, что в повадках каланов есть много особенностей, делающих этих животных немного схожими с людьми. Многие исследователи каланов систематически использовали антропоморфную терминологию для описания этих животных. Например, каланы «флегматичны», «массируют лапами грудь», «почёсывают затылок», «жалобно пищат», «причёсываются» и т. д. Большую роль здесь также играет то обстоятельство, что каланы первоначально не боялись людей и исключительно доброжелательно к ним относились, а также развитая у них взаимопомощь, особенно проявляющаяся при заботе о потомстве.
|
|||
|
|||
алеутский амулет в виде самки калана с детёнышем. Вверху сцена морской охоты на калана алеутскими охотниками: изображение сделано на древке охотничьего копья. Изображениям каланов алеуты приписывали магические свойства. Оба экспоната хранятся в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. |
В период массового истребления каланов в человеческую культуру в основном входил исключительно мех животного и изделия из него. Например, знаменитая накидка Екатерины II была сделана из меха каланов, а Евгений Онегин в поэме Пушкина пользовался одеждой, вероятнее всего, из меха калана: «Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник.».
С середины XX века каланы, в основном в западной культуре, стали героями многочисленных детских произведений.
Просмотров: 22909
|