Биология - Иванов-Смоленский, Анатолий Георгиевич
08 февраля 2011Оглавление:
1. Иванов-Смоленский, Анатолий Георгиевич
2. Отношения с И. П. Павловым
3. Классификация темпераментов
4. Гипотеза о стадиях развития ребенка
5. «Павловская сессия»
6. Награды и премии
Анатолий Георгиевич Иванов-Смоленский советский физиолог и психиатр. Ученик В. М. Бехтерева, Лауреат Сталинской премии второй степени.
Биография
Окончил Военно-медицинскую академию в Петрограде.
В 1918—1920 годах служил ординатором и врачом в Центральном красноармейском госпитале. С 1919 года старший ассистент созданного Бехтеревым Патолого-рефлексологического института. Позднее перешёл на позиции И. П. Павлова, работал в его лаборатории в 1920-е годы.
В 1919—1927 годах работал под руководством В. П. Осипова в психиатрической клинике Военно-медицинской академии. В 1921 году защитил диссертацию: «Развитие учения о психастении и опыт экспериментально-психофизиологического исследования»; с того же времени работал в лаборатории И. П. Павлова.
В 1924 году основал первую в СССР кафедру физиологии и патологии высшей нервной деятельности в Педагогическом институте им. А. И. Герцена.
В 1931—1945 годах заведующий психиатрической клиникой при физиологической лаборатории И. П. Павлова во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. В период Великой Отечественной войны консультант в эвакогоспиталях, в том числе в блокадном Ленинграде.
С 1945 года заведующий Московским отделением Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова.
С 1952 года директор Института высшей нервной деятельности АН СССР.
В конце 1940-х годов избран академиком АМН СССР. С 1951 организатор и главный редактор «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова».
В конце жизни занимался исследованием астенического синдрома, развивал концепцию интоксикации как фактора, содействующего астенизации, а также сексуальных отклонений.
Умер в январе 1982 года. Похоронен на Новокунцевском кладбище.
Довоенный период
В молодости интересовался проблемами экспериментального исследования ассоциаций, сна и гипноза, провёл исследование возможности мысленного внушения животным. Автор так называемой рефлекторной или речедвигательной методики исследования психических процессов, которая состоит в изучении динамики нервных процессов и индукционных соотношений между 1-й и 2-й сигнальными системами при разных заболеваниях. В психиатрической литературе используется термин «синдром Иванова-Смоленского»: находящийся в кататоническом ступоре больной может на устно задаваемые ему вопросы отвечать письменно.
Занимался проблемами детской психологии и психологии развития в контексте развития сигнальных систем. В конце 1920-х гг. был сторонником педологии. С 1944 года сотрудник Института школьной гигиены, в котором руководил исследованиями физиологических функций ребёнка.
Просмотров: 14712
|