Биология - Гриб - Грибы в фольклоре и народных поверьях

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Гриб
2. Научная классификация
3. Форма грибов
4. Пищевое применение
5. Грибы в фольклоре и народных поверьях



Славянские народы

В народных представлениях славян грибы имеют неопределённую природу, нечто среднее между животным и растительным миром. Такая неопределённость подчёркивается в отношении к ним как к нечистому явлению, что часто выражается в народных названиях, особенно в названиях ядовитых и несъедобных грибов. Грибы соотносятся с нечистыми животными и растениями, с гениталиями и испражнениями животных и с инородцами — евреями, цыганами. По народным поверьям, некоторые грибы вырастают в местах, где совокуплялись животные. В качестве примеров можно привести такие народные названия, как собачий гриб, песьляк, иудино ухо); словацк. vraní trus, čertov tabak, židovská brada, ciganská huba; польск. bycze jaja, końskie wypierdki, wilcza tabaka, wilczak, żydawcy.

Легенды о происхождении грибов, связанные с христианством и дохристианскими верованиями известны у южных и западных славян, украинцев и белорусов. Грибы в них воспринимаются как нечистый предмет, связанный с отбросами, слюной, но с другой стороны, это благословенная пища, освящённая Христом или апостолами. Согласно этим легендам, грибы появились из зёрен или кусков хлеба, которые тайно от Христа ел апостол Пётр и выплюнул; в болгарских легендах грибы — это остатки трапезы самодив. По польским легендам грибы посадили и освятили апостолы Пётр и Павел.

С народными верованиями связано множество примет, «магических» действий и запретов, касающихся сбора и употребления грибов. В Польше начало сбора грибов приурочивают ко дню святых Петра и Павла, что связано с упомянутыми легендами, а в Словении сбор начинают в день святого Приможа, который «сеет грибы». Заканчивают сбор грибов в России в день святого Тита: «Святой Тит последний гриб ростит».

По польским поверьям человек, в рождественское утро первым посмотревший на лес, летом найдёт много грибов; человек, поевший капусты в канун Пепельной среды также будет удачлив в сборе. Перед походом по грибы необходимо умыться, иначе грибы «обожгут руки»; нельзя молиться, креститься — «грибы спрячутся под землю». Лучше всего посылать по грибы детей, поскольку над ними не имеет власти злой лесной дух Оно, мешающий собирать грибы. Нельзя класть в корзину одновременно грибы двух видов — польск. kozierożki и koźlaki, иначе «явится чёрный козёл с позолоченными рогами и копытами и выколет глаза».

Некоторые грибы нельзя собирать беременным, также беременные не должны печь или есть печёные грибы это плохо отразится на здоровье будущего ребёнка.

В Белоруссии, для успешного похода по грибы, при входе в лес втыкают в головной убор веточки трёх разных деревьев, кладут в карман три разные травинки. Считается, что следы зайца ведут к грибным местам, прежде, чем ступить на след нужно поднять с земли и перебросить через него любой предмет. В Витебской области, а также в Восточных Карпатах и у кашубов считается, что если взглянуть на гриб или дотронуться и оставить, он перестаёт расти, червивеет. Самые ранние грибы — говорушки — нельзя есть людям с дефектами речи и близнецам: «язык долго не развяжется».

На Украине считается, что успех в сборе грибов можно обеспечить, если во время пасхальной заутрени на возглас священника «Христос воскресе!» ответить «Я хочу гриби збирати». Перед походом в лес садятся на припечек, произносят заговоры, обращаясь к лесу:

Помагайби гаєчку!/ 
Дай гриба и бабочку,/ 
Сыроежку з дежку,/ 
Хрящика з ящика,/ 
Красноголовця з хлопця

Первый гриб крестят, целуют.

В Чехии первые три гриба кладут в дупло дерева, трижды читая «Отче наш».

По русским поверьям, в лес не ходят босиком, иначе найдёшь только старые грибы; нельзя спать днём на Благовещение — грибы проспишь.



Просмотров: 16960


<<< Корнеголовые
Грибы >>>