Биология - Стыд - С точки зрения философии и психологии

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Стыд
2. С точки зрения философии и психологии
3. С точки зрения социологии
4. С точки зрения этики



Больший интерес в исследовании стыда представляет эволюционная биология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина, который стал рассматривать вопрос о том, как выражается стыд в организме человека. Далее, Дарвин ясно поставил вопросы:

  • о происхождении чувства Стыда и
  • о его постепенном развитии.

Интерес представляет не столько самое решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство стыда считать прирождённым, или же оно образовалось путём воспитания и унаследованных приобретенных привычек? Некоторые последователи Дарвина решают этот вопрос в последнем смысле, но они упускают из виду тот факт, что стыд вовсе не служит общественной пользе. «Когда является стыд, ещё не может быть речи о злоупотреблениях, а когда является злоупотребление, тогда уже нечего говорить о стыде». Если чувство стыда считать прирождённым, то в нём можно видеть один из признаков человека, отличающих его от животного. Писатели, утверждающие приобретённый характер стыда, естественно ищут аналогии стыда в царстве животных. Если этого не делал Дарвин, то менее осторожные его последователи утверждали, что чувство стыда можно встретить у некоторых животных, например, орангутангов, собак, слонов и т. д. До сих пор, однако, от психологии животных нельзя ожидать больших результатов, ибо приводимые факты неточны, а толкование их настолько произвольно, что напоминает рассказы о собаках Джерома Джерома в его этюдах о романе.

Ещё, может быть, важнее исследования в области истории развития стыда у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве; в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства, ввиду близкой связи, в которой находится чувство стыда с половой сферой.

Ежели история индивидуального развития стыда в человеке может служить любопытной темой исследования, то в ещё большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о стыде в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи стыда и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка. По отношению к чувству стыдливости историкам литературы следовало бы сделать то же, что Лапрад и Бизе сделали по отношению к чувству природы: материал чрезвычайно богатый, и нет недостатка в подготовительных работах в так наз. народной психологии, Völkerpsychologie. Как поразительны, например, рассуждения Аристотеля о стыде в его «Этике», и как они отличны от воззрений христианства, несомненно способствовавшего углублению понятия стыда.

К числу наиболее известных, получивших широкое распространение и общественную признательность относятся работы такой области научного знания как психоанализ, а также другие его направления. Речь, прежде всего, идет о работах, авторами которых явились З.Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и многих других. В рамках данного направления стыд рассматривается как результат

« …высшей инстанции в структуре душевной жизни… выполняеет роль внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующий поведение индивида в целом З. Фрейд «Психология бессознательного» М. «Просвещение». 1990. — 448 с.

и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.



Просмотров: 10815


<<< Страсть (чувство)
Эмоция >>>