Биология - Слепоглухота - Классификация

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Слепоглухота
2. Классификация
3. Классификация слепоглухих по странам



Г. П. Бертынь выделяет следующие формы слепоглухоты:

  1. Наследственно обусловленные, включающие нарушения слуха и зрения.
  2. Наследственные нарушения слуха, сочетающиеся с экзогенно обусловленными нарушениями зрения.
  3. Наследственные нарушения зрения, сочетающиеся с экзогенно обусловленными нарушениями слуха.
  4. Слепоглухота, обусловленная независимым наследованием дефектов слуха и зрения.
  5. Экзогенно нарушенные слух и зрение.
  6. Этиологически неясные наблюдения.

Классификация слепоглухих детей по признакам бывает:

  1. сенсорная
  2. речевая
  3. по уровню социального и психического развития.

По сенсорному признаку

Учитываются степень потери слуха и зрения, а также их сочетания.

  • Тотально слепоглухие, у которых наблюдается полное отсутствие зрения и слуха.
  • Практически слепоглухие. Минимальные остатки зрительной или слуховой функций, на которые можно опираться
  • Слабовидящие глухие.
  • Слабослышащие слепые.
  • Слабовидящие слабослышащие.

Речевая

Среди слепоглухих нет полного сходства в развитии, адаптации и общении, поэтому возникает дополнительный критерий — речевой.

  1. Немые. Слепоглухонемые, которые не обладают никакой речью. Умственно отсталые слепоглухие, дети с ранней слепоглухотой, не обучающиеся и не поддающиеся, взрослые в изоляции.
  2. Словесники. Свободно и грамотно владеют словесным языком, не обязательно устным. Нарушения звукопроизношения не учитываются.
    • С нормальной четкой речью.
    • С нечеткой, но понимаемой речью.
    • С невнятной речью, которую понимают только близкие люди.
    • С совсем невнятной речью, которую почти никто не понимает.
  3. Жестовики. Общаются между собой на жестовом языке, даже если имеют навыки словесной речи. В общении со зряче-слышащими — трудности с грамматикой, оборотами речи и т. п. Делятся в зависимости от соотношения ЖЯ и словесной речи:
    • С абсолютным преобладанием ЖЯ, слепоглухие, которые не используют звучащей речи, чаще нигде не обучаются и не знают основ грамоты.
    • Жесто-словесники, владеющие элементами словесной речи, но использующие ее только эпизодически со зряче-слышащими.
    • Словесно-жестовики. Свободно и грамотно общаются на словесной речи, но с другими жестовиками на ЖЯ. Возможен переход к группе словесников.

Виды чувственных контактов при общении слепоглухих с окружающими:

  1. Тактильный
  2. Тактильно-визуальный
  3. Визуально-тактильный
  4. Визуальный
  5. Визуально-аудиальный.
  6. Тактильно-аудиальный

По уровню психического и социально-личностного развития

Эта классификация создана для того, чтобы правильно обучать, социально реабилитировать и адаптировать слепоглухих.

  1. Слепоглухие от рождения или с раннего детства. Обучаются изначально как слепоглухие в специальных учреждениях или в семьях.
  2. Первично глухие с ранней потерей зрения. Сначала обучаются как глухие, а затем как в пункте 1.
  3. Первично глухие с поздней потерей зрения.. Жестовики в сурдошколах. После потери зрения нуждаются в перестройке чувственных контактов и переориентации на тактильный, тактильно-визуальный лад.
  4. Первично слепые с потерей слуха до устной речи.
  5. Первично слепые с послеречевой потерей слуха. Сначала обучаются в тифлошколах, потом происходит перестройка и переориентация.
  6. Первично зряче-слышащие с дальнейшей потерей зрения и слуха. Обучаются как слепоглухие с учетом опыта зряче-слышащего периода.
  7. Первично слабослышащие.
  8. Первично слабовидящие.


Просмотров: 11190


<<< Слепота