Биология - Методики креативности

09 февраля 2011





методы и техники, способствующие творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач. Различные методики креативности рассчитаны на работу одного человека, двух или группы.

Задачи методик креативности

  • чётко сформулировать проблему
  • собрать исходные данные
  • выработать критерии для структурирования исходных данных
  • структурировать исходные данные
  • всесторонне изучить исходные данные
  • расширить отрасль проблематики
  • сформулировать несколько точек зрения на проблему
  • сформулировать максимальное число решений
  • выработать критерии отбора перспективных идей или решений
  • снимать ментальные блокады
  • ускорить процесс генерации идеи
  • отбирать действительно выгодные и оригинальные варианты решения проблемы.

Известные методики

Мозговой штурм

Мозговой штурм — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Метод был изобретён одним из основателей рекламной компании BBDO Алексом Осборном и описан в его книге «Ваша креативная сила» в 1948 году.

ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач — основана изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером в 1946 году. ТРИЗ является методологией, набором инструментов, базой знаний и технологией моделирования для генерации инновационных идей и решений проблем. ТРИЗ предоставляет инструменты и методы для формулирования проблемы, системного анализа, анализа отказов и патернов эволюции. В отличии от методики мозгового штурма целью методики ТРИЗ является создание алгоритмического подхода к изобретению новой системы или улучшения старой.

Метод Дельфи

Метод Дельфи — методика, позволяющая с помощью опросов, интервью, мозговых штурмов, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте.

Субъекты:

  • группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме
  • организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.


Просмотров: 9869


<<< Метод мозгового штурма
Психология народов и масс (книга) >>>