Биология - Женщина в исламе - Различные стороны жизни исламской женщины

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Женщина в исламе
2. Различные стороны жизни исламской женщины
3. Женщины в политике



Гендерные роли

Коран гласит «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества».

Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Но если женщина проявит желание, может получать образование, работать и т.д. с согласия опекуна .

Хиджаб и свобода

Сказано в Коране: "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете"

Образование

Женщины сыграли важную роль в основании многих исламских учебных заведений, как например Фатима аль-Фихри в основании университета Аль-Карауин в 859 году. По свидетельству Ибн Асакира, жившего в 12 веке, существовали большие возможности для образования женщин в исламском мире. Он писал, что женщины могли учиться, достигать академических степеней, а также квалифицироваться как учёные и преподаватели. Женщины в исламском мире были вдохновлены примерами жён Пророка Мухаммеда — Хадиджи, которая была успешным предпринимателем и Айши, известной учёной в области хадисов. Приводится история о том, как Мухаммед похвалил женщин Медины за их стремление к религиозным знаниям , которым «скромность не помешала узнать о своей вере». Хотя не было никаких правовых ограничений на женское образование, некоторые мужчины не одобряли эту практику, как например Мухаммад ибн аль-Хадж, который был недоволен поведением некоторых женщин во время своих лекций. В 15 веке аль-Шакхави посвящает весь свой двенадцати томный биографический словарь женщинам-учёным; словарь содержит информацию о 1075 из них.

Финансовые вопросы

Ислам дает женщинам право на личное имущество. По причине отсутствия у женщин финансовых обязательств, некоторых финансовых прав у мужчины больше. Однако мусульманские женщины исторически имели права собственности, аналоги которых на Западе были даны сравнительно недавно.

Ислам разрешает женщинам работать, при соблюдении определенных условий, например женщина не может оставаться наедине с мужчинами. Её работа не должна мешать более важным вещам, например заботе о детях. Предпочтительно, чтобы в женских учебных заведениях, спортивных центрах работали женщины, нежели мужчины.

Некоторые исламские школы не дают женщине права занять должность судьи. Другие говорят о запрете только на уголовный суд и разрешают вести гражданские дела. Это связывают с желанием оградить женщину от бремени рассмотрения жестоких, кровавых криминальных дел.

На современном этапе в некоторых мусульманских странах, например Египте и Марокко остаются дискриминации в области образования и работы. Структура занятости в мусульманском мире различна: 16 % пакистанских женщин экономически активны. В Индонезии этот показатель 52 %.

Примечательно то, что заработанные женщиной средства являются её личной собственностью, которой она может распоряжаться по своему усмотрению, в то время как мужчина обязан тратить заработанное на всю семью.

Женская занятость

В исламском халифате женщины активно участвовали в экономической деятельности . Женщины работали в широком диапазоне различных профессий, во всех секторах экономики. Уникальной особенностью больниц была огромная роль сотрудниц-женщин. В 12 веке Ибн Рушд утверждал, что женщины равны с мужчинами во всех отношениях и обладают равными возможностями. Тем не менее, в большинстве стран мусульманского мира имеет место так называемая половая сегрегация в общественно-производственной сфере, которая проявляется в разделении профессий на «мужские» и «женские», в более низком уровне занятости и образования женщин по сравнению с мужчинами. Причина этого явления косвенно обусловлена поведенческими моделями, продиктованными некоторыми предписаниями исламской религии. Например, характерная для мусульманских семей многодетность, которая имеет непосредственное отношение к запрету прерывания беременности, является объективным препятствием для продвижения женщин по карьерной лестнице. Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманских женщин ориентиром, в соответствии с которым они планируют и строят свою жизнь, и выбирают профессии с учетом того, что основные силы будут отданы семье, а не работе и карьере.

Правовые вопросы

В вопросах бизнеса, где нужно свидетельство одного мужчины, обычно требуется свидетельство двух женщин. Однако в вопросах семьи, брака, развода и подобных, свидетельства одной женщины было достаточно для доказательства факта. Это несоответствие связывают с вероятной меньшей осведомленностью женщин в финансовых вопросах.

В Коране сказано: «Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей» Ибн Кясир сказал: "Две женщины вместо одного мужчины, потому что женщины имеют недостатки, как передано в Муслимом в сахихе.. от Абу Хурайры, что Момамед сказал: «О женщины, раздавайте милостыню и просите прощения много, потому что я видел, что вы большинство обитателей ада.» Мудрая женщина среди них спросила: «Почему, о Посланник Аллаха, мы составляем большинство обитателей ада?» Он ответил: «Потому что проклинаете много, и вы не благодарны своим супругам. Я не видел кого либо кто имел бы недостаток в уме и религии, и в тоже время отнимающих рассудок у умных, кроме вас» Женщина спросила: «О Посланник Аллаха, а в чем у нас недостаток в уме и в религии?» Он ответил: «Недостаток в уме — это то что свидетельство двух из вас равняется свидетельству одного мужчины и это доказательство недостатка в уме, а свидетельство о недостатке религии — это то что вы проводите некоторые ночи не молясь, и в месяц Рамазан вы не поститесь.» Тафсир ибн Кясир 1:336

Убийства чести

По словам профессора права Фельдмана, «Ислам осуждает убийства чести, которые все еще встречаются в некоторых странах Ближнего Востока» . Убийствами чести называют убийства, почти исключительно женщин, которые «позорят» членов своей семьи. Такие убийства, хотя и распространены в некоторых мусульманских странах, встречаются и в других странах. Некоторые мусульманские ученые утверждают, что эти убийства являются лишь частью традиции, которая не имеет с исламом ничего общего.

Насилие в семье

Муж имеет право применять физическое насилие в отношении жены, жена такого права не имеет.

« Мужья - попечители жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и,, побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, Аллах - возвышен, велик »

Брак и семья

Девушка в платке

В соответствии с исламом брак не может быть принудительным . Мусульманки могут вступить в брак только с мусульманином. С другой стороны, Коран позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены женщин из числа «людей Писания». Однако это является предосудительным, хоть и не запретным. Мусульмане объясняют это тем, что мужчина-немусульманин как глава семьи может дать дурной пример детям. Если муж — иноверец, а жена мусульманка, то скорее всего дети перестанут быть мусульманами и будут воспитаны в иноверческой традиции.

Полигамия разрешена в ограниченных условиях, но на практике не получила широкого распространения. Вдова может выйти замуж, если она пожелает.

"На женщине женятся из-за четырех причин: ее богатства, ее происхождения, ее красоты и ее набожности; руководствуясь последним, ты преуспеешь".

Брачный контракт

Брачный контракт представляет собой договор, по которому каждый из супругов с момента вступления в брак возлагает на себя определенные обязательства, за которые он несет ответственность.

Наиболее важными нормами брачного контракта являются:

1) устойчивость супружества и выполнение каждым из супругов условий контракта. Установление наследства между двумя сторонами. Каждому супругу разрешается наслаждаться друг с другом.

2) мужчина обязан несмотря на контракт: а) выплатить свадебный подарок. б) возложить на себя содержание жены, во всех его формах,.

3) на жену возлагается: а) утвердить за мужем право на её воспитание. Поскольку муж является главой семьи. б) подчинение мужу во всем. Жена должна быть привязанной к его дому. Поэтому, если нет необходимости, она не должна выходить из дому без разрешения мужа. в) ей нельзя запрещать мужу наслаждаться ею, если нет весомой причины, например, месячные кровотечения.

Семейная жизнь

Коран считает любовь между мужчиной и женщиной знамением Бога . Ислам выступает за гармоничные отношение между мужем и женой. Оба должны стремиться удовлетворить сексуальные потребности друг друга. Ислам призывает мужей проявлять доброту к женам, а жен быть послушными своим мужьям. В Коране поощряется стремление к взаимному соглашению в семейных спорах.

Женщины в религиозной жизни

В исламе не существует разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу. Они получают одинаковую награду или наказание за свои поступки .

« А кто совершает праведные дела, будучи верующим, будь то мужчина или женщина, то он войдет в Рай »

В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть, в других - нет. Имамом может стать только мужчина, однако женщина может быть имамом перед другими женщинами. Во многих регионах мусульманского мира женщины имеют возможность реализовать себя в религиозной сфере в качестве учителей-наставниц, которые обучают детей и женщин на дому или в специальных школах чтению коранических текстов на арабском языке и элементарным, «бытовым» , молитвам. В Средней Азии их называют отун, биби-отун, отынча и др., и их статус приравнивается к статусу муллы. Для большинства же мусульманок, особенно в тех странах, где они лишены возможности посещать мечеть, местом для моления и общения с Аллахом, совершения религиозных обрядов, реализации своих духовных потребностей служат святые места, куда они совершают коллективные или индивидуальные паломничества в дни религиозных и семейных праздников, и в любые другие дни, когда возникает потребность в общении с Аллахом .



Просмотров: 11225


<<<